02.09.2020      14      0
 

Михаил Александрович Врубель

Демон Врубель Михаил Александрович (1856-1910), известный русский художник. Поляк по отцу — офицеру русской службы,…


Демон

Врубель Михаил Александрович (1856-1910), известный русский художник. Поляк по отцу — офицеру русской службы, датчанин и русский по матери, урожденной Басаргиной, родственнице декабриста и внучке датского выходца Краббе.

Частые переезды отца, связанные со служебными перемещениями, дали Врубелю М. А. возможность хорошо узнать жизнь России. Детские и юношеские годы Врубеля М. А. прошли отчасти в Сибири, на его родине, в Омске, отчасти в Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе и Киеве.

После окончания Петербургского университета, он поступает в 1880 г. в Академию художеств, где становится (вместе с Серовым) любимым учеником П. П. Чистякова.

Академические работы Врубеля М. А. выгодно выделяются среди вещей его сверстников оригинальностью замысла, незаурядностью трактовки и исключительными формальными качествами. Такие произведения Врубеля М. А., как акварель «Введение во храм» (1882), вызывают в памяти композиции великих мастеров, а акварель «Пирующие римляне» (1883), сделанная не без влияния Альма-Тадемы, оставляет далеко за собой свой прототип по остроте, наблюдательности и проникновению в дух эпохи.

Поэтому, когда в 1884 г. в Петербург приехал А. В. Прахов, руководивший работами по реставрации киевской Кирилловской церкви, с целью подыскать образованного художника, способного руководить реставрацией древних фресок церкви и исполнить несколько новых композиций, ему было указано на Врубеля, как на кандидата, стоявшего вне конкуренции. И, действительно, представленный Врубелем эскиз «Благовещения» (1884), выдержанный в византийских традициях, свидетельствует о полной зрелости юного мастера.

Врубель М. А. едет в Киев и в течение лета 1884 создает ряд композиций на стенах Кирилловской церкви. Произведения эти свидетельствуют о глубокой внутренней борьбе художника за преодоление академического реализма и создание монументального, по-византийски плоскостного стиля. Самое сложное из них, «Сошествие святого духа», выдержано еще в двойственном-полу академическом, полу византийском стиле, но оба ангела и «Надгробный плач» обнаруживают уже такое понимание задач стенописи, какого в то время не было ни в России, ни на Западе.

Закончив эти работы, Врубель М. А. едет в начале зимы 1884 г. в Венецию, где, изучая великих мастеров Возрождения, пишет для иконостаса той же церкви четыре иконы: «Христа», «Богоматери», «Святого Кирилла» и «Святого Афанасия». Все они также носят черты компромиссного стиля, хотя и стоят особняком в тогдашнем русском религиозном искусстве.

Окончательно художник нашел себя в следующие годы, когда он создал «Восточную сказку» (1886), акварельные эскизы для росписи Владимирского собора (1887) и картину «Гамлет и Офелия» (1888).

Произведения этих трех лет являются высшим достижением в творчестве художника. Большинство их — акварели; недаром Врубель М. А. — лучший акварелист во всей истории русского искусства.

«Восточная сказка» — как бы мозаика, составленная из драгоценных камней; этим остроумным приемом художник передал одновременно и пеструю восточную красочность и сказочность воспроизводимого действия. Несмотря на миниатюрный размер, акварель создает впечатление значительной и содержательной картины.

В 1887 г. Врубель М. А. получает заказ на роспись во вновь выстроенном в Киеве Владимирском соборе. Ему предложили представить эскизы на две темы: «Надгробный плач» и «Воскресение», но ни один из них не был признан удовлетворительным.

Между тем, если бы художник исполнил на стене любую из семи композиций, сохранившихся в киевском Историческом музее, получилась бы монументальная живопись, которой со времени Возрождения не появлялось. Они — не подражание прошлому, а столь же яркое и остро своеобразное искусство.

Врубель М. А. — единственный художник новейшего времени, избежавший в религиозных композициях как подделки под старый стиль, так и искусственного создания нового стиля из обломков старого. Создания Врубеля М. А. не были поняты современниками, которым они казались вычурными и даже уродливыми. Из редких масляных картин Врубель М. А. той же эпохи выделяется упомянутая выше небольшая вещь «Гамлет и Офелия», изящная, тонкая по исполнению и насыщенная романтизмом.

В 1889 г. Врубель М. А. переселяется в Москву, где попадает в создавшийся вокруг С. И. Мамонтова кружок художников и музыкантов. То были годы расцвета московского купечества. Талантливый, но оставшийся во многих отношениях купцом-самодуром, Мамонтов бросался от одной художественной затеи к другой, ища повсюду новизны пикантности и забавы.

Обстановка казалась исключительно благоприятной для работы художника, но она таила в себе и жестокую отраву, которой изо всего Мамонтовского художественного окружения не поддался лишь один Серов.

Врубеля М. А. забрасывали заказами, он писал на самые разнообразные темы, но чаще всего на сюжеты из русского эпоса, бывшего в то время особенно в моде в мамонтовском кругу. За 12 лет, протекших со времени переезда Врубеля М. А. в Москву, он создал огромное число произведений, большей частью, весьма значительных размеров, и среди них несколько прекрасных вещей, но врубелевское искусство этого периода по сравнению с киевской эпохой, уже на ущербе: нет прежнего чувства меры, прежнего презрения к эффектам, к дешевым приемам; все чаще видно стремление поразить зрителя, показать себя.

Уже в Киеве Врубель М. А. работал над «Демоном» — сюжетом, всецело его захватившим в Москве. В течение 15 лет он его вынашивал в себе, перерабатывая то в карандаше, то в глине, то в акварели и масле. К 1901 г. художник был уже настолько одержим этой темой, что ни о чем больше не думал и, работая по 16 часов в сутки, создал знаменитую картину, находящуюся в Третьяковской галерее.

Когда она была уже закончена и даже выставлена, он продолжал по утрам ходить на выставку «Мира Искусства», чтобы украдкой ее переписывать.

Давно таившаяся болезнь обострилась до крайних пределов, Врубель утратил психическое равновесие; его поместили в больницу, где он и умер. История его «Демона» есть история постепенного падения силы и мастерства художника, способного еще временами создавать драгоценные куски живописи, но все более и более скованного тяжелым недугом.

Несколько иллюстраций к Лермонтовскому «Демону» еще носят следы совершенного мастерства, напоминающего киевский период; ранняя картина «Сидящий Демон» (1890) получает уже черты общеевропейского модернизма, столь неприятного в целом ряде вещей Врубеля 90-х годов, но в последнем «Демоне» есть уже прямой надлом, есть — при всей грандиозности замысла, силе выражения и чисто живописных достоинствах — нечто от подлинного падения.

Особенная неудача постигла все его большие панно на эпические сюжеты — «Микула Селянинович», «Фауст», «Принцесса Греза».

Блестящими исключениями являются такие вещи, как «Хождение по водам» (1891, Третьяковская галерея) и «Портрет жены художника» (1898). Выпадая из общего стиля Врубель М. А. в 90-х годах, оба произведения как бы возвращают нас, по своей непосредственности и отсутствию вычурности, к киевскому периоду его художествен, деятельности.

Из других работ Врубеля М. А. того же времени следует отметить «Сирень» (1901), красивую по фактуре, но, к сожалению, испорченную вписанной позднее женской фигурой с распущенными волосами, и «Музу» (1896), необыкновенно выразительную. Исключительно хороши солнечные этюды к этой лунной сирени.

Достойны также упоминания такие вещи, как «Пан» (1899), «К ночи» (1900) и «Царевна Лебедь» (1900).

Среди довольно многочисленных скульптурных произведений Врубель М. А. удачнее всех группа «Роберт и Бертрам» (1896), слабее-все «русские» скульптуры, исполненные для майолик.

За время болезни Врубель М. А. еще немало работал как дома, в светлые промежутки, так и в больницах, сделав такие замечательные вещи, как акварели «Портрет сына художника» (1902), «Иоанн Креститель крылатый», «Шествие в Эммаус», «Видение Иезекииля» (1904) и особенно портрет Валерия Брюсова (1906), необычайно острый по характеристике.

Фигура Врубеля в русском искусстве занимает своеобразное место. Он в России не имел предшественников, не оставил и последователей.

Мятущийся, вечно неудовлетворенный, непрерывно ищущий, художник среди своих наиболее фантастических затей ни на минуту не забывал, что в основе искусства лежит природа, и он постоянно возвращался к ней, чтобы набраться сил для новых замыслов.


Об авторе: kulturarovnoe

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Главные герои Владимира Высоцкого

Главные герои Владимира Высоцкого

Оглавление1 Обаяние Высоцкого1.1 Глеб Жеглов — «Место встречи изменить нельзя»1.1.1 Гамлет —...

Филиал Государственного исторического музея откроется в Туле

Филиал Государственного исторического музея откроется в Туле

Выставка «Реликвии и шедевры Исторического музея» С 27 сентября 2020 года в городе Туле заработает первый...

Какова стоимость Транссибирской магистрали?

Какова стоимость Транссибирской магистрали?

Главное техническое достижение рубежа XIX и XX века К 1916 году железная дорога стоила около полутора...

Напиши мне