16.08.2020      35      0
 

Васнецов Виктор Михайлович

Поиск национального русского живописного стиля Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) — художник. Сын священника. Детские годы…


Поиск национального русского живописного стиля

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) — художник. Сын священника. Детские годы Васнецов В.М. прожил в с. Рябове Вятской губернии. Учился в духовном училище и в семинарии: в 1867 поступил в Петербургскую академию художеств, где учителем его был знаменитый П. П. Чистяков.

Еще в Вятке Васнецов В.М. начал заниматься живописью, рисуя с гипсов в музее и пользуясь советами бывшего в ссылке польского художника Э. Андриолли. Советами и примером Андриолли, вероятно, определяется направление занимавшегося иллюстрацией и портретом и еще в Вятке создавшего «Пословицы» (вышли в 1912, в издании Левенсона), отразившие его деревенские наблюдения.

Кроме многочисленных портретов родных и знакомых, Васнецовым были написаны в Вятке две первые картины — «Молочница» и «Жница».

После переезда в 1867 в Петербург, Васнецов В.М. изучает литографическое дело и работает в области книжной и журнальной иллюстрации.

Он делает рисунки для «Художественного Автографа», «Будильника», «Иллюстрации», «Конька-Горбунка», «Жар-Птицы» и «Козла-Мемеки», изданного Ильиным хромолитографией; иллюстрирует три азбуки (народную, солдатскую и детскую) и в многочисленных рисунках изображает с большой остротой социальной характеристики столичную жизнь.

Наиболее интересны для этого периода творчества Васнецова В.М. эскизы, оставшиеся в альбомах и набросках маслом: «Кабак», «Хороша наша деревня», — изображает шеренгу подвыпивших мастеровых, грузно шагающих по мостовой столичной окраины, — и, наконец, «Перелетные птицы» — привал бездомных бедняков на панели улицы. Эскизы эти проникнуты драматизмом, не получившим, однако, дальнейшего развития в творчестве самого Васнецова В.М., словно убоявшегося их чрезмерной социальной заостренности.

Законченные жанровые картины Васнецов В.М. или впадают в неприятный сентиментализм или сбиваются на чисто этнографические иллюстрации. К этому времени относятся: «Нищие», «Чаепитие в харчевне», «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру.

В 1876 Васнецов В.М. отправился в Париж, где прожил две зимы. Из Парижа он вывез свою первую крупную вещь — «Балаганы в окрестностях Парижа».

Изысканная по своей коричнево-серой гамме «Военная телеграмма» и остроумный «Преферанс» замыкают первый период творчества Васнецова.

Весной 1878 г. Васнецов В.М. переехал в Москву. Здесь с резкостью, не знающей аналогии в истории русской живописи, Васнецов В.М. отказывается от всего, что составляло содержание первого периода его художественной жизни, и обращается к поискам национального русского живописного стиля; он всецело отдается темам русской истории, былины, сказки.

В 1880 Васнецов В.М. пишет картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», через год «Алёнушку» и два года спустя «Витязя на распутьи», связывая в одно целое персонажи народных былин и сказок и легендарные образы истории с типичными формами, колоритом и настроением русской природы. Для русской пейзажной живописи, руководившейся др Васнецова В.М. образцами Италии и Швейцарии, Васнецов В.М. сделал очень много.

«Задушевный» пейзаж Левитана и вся последующая русская пейзажная школа, несомненно, связаны с Васнецовым В.М. Особенно значительны пейзажные фоны «Алёнушки» и «Побоища «.

В 1883 Васнецов В.М. исполняет для Исторического музея (в Москве) огромный фриз «Каменный век», выдержанный в мрачных землистых тонах, весь построенный на элементах борьбы и примитивного торжества.

В 1885 в имении Мамонтовых Абрамцево Васнецов ставит «Снегурочку» Островского; постановка эта может считаться поворотным пунктом в истории русского декорационного искусства, развившегося впоследствии в творчестве Головина, Аполлинария Васенцова, Рериха и др.

В 1885 А.В. Прахов, по совету П. П. Чистякова, предложил Васнецову В.М. взять на себя роспись Владимирского собора в Киеве. Васнецов В.М. принял предложение, отправился в Италию для изучения в Равенне древних византийских памятников, как источников русского иконописания, и с 1885 по 1891 работал в Киеве, исполнив большую часть росписи собора, для которой использовал мотивы древне-русского орнамента.

Роспись собора доставила Васнецову В.М. положение официального русского церковного живописца, а вместе с тем и беспрерывные заказы. Он пишет, по заказу Нечаева-Мальцева, огромные картины для церкви Гуся-Хрустального, для русской церкви в Дармштадте, для Варшавского собора, не считая многочисленных заказов, связанных с коронациями и похоронами царей, религиозными и политическими событиями.

В росписи Владимирского собора Васнецов В.М., впервые после Г. Г. Гагарина, пытается оживить, средствами современной живописи, византийский и древне-русский каноны. Более всего удались Васнецов В.М. те образы, которые он мог найти в пределах русской истории. «Юродивые», «подвижники» и «святители» русской церкви, в сущности, не иконы, а воображаемые портреты.

Наряду с ними следует поставить «Апокалипсис», оставшийся в эскизах. Прочие части росписи, а тем более позднейшие работы, несут на себе печать шаблона, раз навсегда изобретенного художником. Беспрерывная заказная работа оставила неизгладимый след и на полусказочных, полуисторических картинах Васнецова В.М. В них-то же оскудение творчества, оторванного от жизни, те же общие места.

Живее других произведений Васнецова В.М. немногочисленные портреты: «Портрет Т.А. Мамонтовой», «Портрет Е.А. Праховой» и ряд других.

В 1880-90 Васнецов В.М. много работал в области архитектуры. После уродливых попыток Рязанова, Даля и Ропета создать «русский стиль», фасады, обработанные Васнецовым, кажутся уже значительным достижением архитектурной декорации. Самой же примечательной постройкой Васнецов В.М. является миниатюрная церковь в Абрамцеве, представляющая собой первую и вполне своеобразную проработку форм новгородской архитектуры.

Следует отметить еще, что Васнецов В.М. был одним из первых собирателей древне-русской иконописи.

Художественная деятельность Васнецова В.М. совпала со сменой официального церковного и государственного стиля в искусстве, требованиям которого давно уже не удовлетворяли академические формы. Попытки создать «национальный стиль» наблюдаются еще в 1840-х гг. В архитектуре выступает Тон, в живописи Гагарин, — и тот и другой пользуются поддержкой правящих классов.

«Николаевский стиль», начавшись отяжелевшим ампиром и пройдя через неустойчивые формы готики, закончился «тоновщиной». В эпоху Александра II националистический натиск на искусство значительно ослабел.

Царствование Александра III снова прошло под знаком поисков «русского» стиля, в оформлении которого Васнецову принадлежит одно из самых первых мест. Реакционно-националистический курс правительства нашел среди художников своего выразителя в лице лишь одного Васнецова, изолировав его от общих движений русского искусства.

В историю русского искусства Васнецов вошёл как жанрист, сказочник, пейзажист и портретист.


Об авторе: kulturarovnoe

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Главные герои Владимира Высоцкого

Главные герои Владимира Высоцкого

Оглавление1 Обаяние Высоцкого1.1 Глеб Жеглов — «Место встречи изменить нельзя»1.1.1 Гамлет —...

Филиал Государственного исторического музея откроется в Туле

Филиал Государственного исторического музея откроется в Туле

Выставка «Реликвии и шедевры Исторического музея» С 27 сентября 2020 года в городе Туле заработает первый...

Какова стоимость Транссибирской магистрали?

Какова стоимость Транссибирской магистрали?

Главное техническое достижение рубежа XIX и XX века К 1916 году железная дорога стоила около полутора...

Напиши мне