29.08.2020      18      0
 

Понятие вольности поэтической

Нарушение поэзией общепринятых норм языка Вольность поэтическая (Licefttia poetica) является сознательным нарушением поэтом установившегося в…


Нарушение поэзией общепринятых норм языка

Вольность поэтическая (Licefttia poetica) является сознательным нарушением поэтом установившегося в его эпоху поэтического канона. Нормативная поэтика различает вольность поэтическая и нарушение канона вследствие незнания или неумения.

Понятие вольность поэтическая возникло в эпоху- расцвета римской поэзии (1 в. до н. э.), когда в метрическом стихосложении существовал целый ряд правил, отступления от которых и позволяли себе иногда крупные поэты. Границы вольности поэтической не могут быть установлены с безусловной точностью.
Вольностью поэтической считается:

  • а) нарушение поэзией общепринятых норм языка,
  • б) нарушение норм поэтического языка (сюда относятся т. н. прозаизмы) ,
  • в) нарушение определенного поэтического канона (школы, эпохи или даже индивидуального).

С формальной точки зрения можно до некоторой степени различать три вида вольность поэтическая:

  • 1) грамматический,
  • 2) метрический
  • 3) лексикологический.

Первый вид относится к употреблению поэтом:

  • а) неупотребительных форм, чаще всего устаревших (архаизм), например:

Ты в маске электрической
Похаживаешь мимо,
А я на Дон, на Дон, на Дон,
Зову тебя очима.

(вместо «очами»);

  • б) усечения слов или пропуска гласных (синкопа), напр.: «к прикмахеру» (Грибоедов);
  • в) необычных для практического языка синтаксических конструкций, напр.: «внимая рассказ» вместо «рассказу»; сюда же относятся, например, некоторые случаи эллипсисов: «и ветер (кажется) — кормчим уносимых грез» (Пастернак), также инверсий;
  • г) аграмматических конструкций, какие можно встретить в стихах Малларме и его русских последователей (сюда же относятся беспредложные конструкции в стихах Д. Бурлюка).

Грамматический вид вольности поэтической не поддается точному учету, т. к. здесь трудно провести границу между употреблением архаических форм как результатом косности языковой традиции и употреблением их в качестве сознательной тенденции к разрушению современного языкового канона.

Второй вид (метрический) в античной поэзии выражался, главным образом, в свободе толкования позиционной долготы.

Во французской поэзии примером может служить несоблюдение обязательной мужской цезуры в александрийском стихе. В истории французского стиха 17-18 вв. была очень распространена орфографическая разновидность вольности поэтической, когда для возможности срифмовать два слова отбрасывались или прибавлялись немое «е» или непроизносимые согласные. В истории русского стиха можно указать нарушения силлабо-тонического канонаанакрусы, паузы и т. д., напр.: у Лермонтова — «Русалка» и «Берегись, берегись…» (из Байрона), у Тютчева-«Silentium» и «Последняя любовь», у А. К. Толстого — баллада в «Упыре».

Вольностью поэтической явились и первые случаи русской неточной рифмы (напр., «услышал» — «свыше» у А. К. Толстого).

Вольность поэтическая в метрике воспринимается обыкновенно только до тех пор, пока сама не становится каноном. К лексикологической категории вольности поэтической можно отнести всякий поэтический неологизм, а также употребление устаревших и забытых слов или же диалектизмов, поскольку они не вызываются данным контекстом.

Для истории стилей проблема вольности поэтической является в то же самое время проблемой канона.

Свободное отношение к канону, характеризующее с формальной стороны целые направления (романтизм, футуризм), по существу есть признание прав поэта на употребление вольности поэтической в размерах, почти не сдерживаемых никакими рамками.

Наоборот, течения, выступающие в роли охранителей канона (как, например, в новейшей поэзии французский неоклассицизм или русский акмеизм), стремятся как можно более сузить пользование вольности поэтической.

Поэтому проблема вольности поэтической как проблема взаимодействия между принципом поэтического канона и принципом полной формальной свободы поэта может представить большой интерес и для социологического анализа, так как ниспровержение канона почти всегда связано с выступлением на литературную арену новых социальных
группировок.


Об авторе: kulturarovnoe

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Главные герои Владимира Высоцкого

Главные герои Владимира Высоцкого

Оглавление1 Обаяние Высоцкого1.1 Глеб Жеглов — «Место встречи изменить нельзя»1.1.1 Гамлет —...

Филиал Государственного исторического музея откроется в Туле

Филиал Государственного исторического музея откроется в Туле

Выставка «Реликвии и шедевры Исторического музея» С 27 сентября 2020 года в городе Туле заработает первый...

Какова стоимость Транссибирской магистрали?

Какова стоимость Транссибирской магистрали?

Главное техническое достижение рубежа XIX и XX века К 1916 году железная дорога стоила около полутора...

Напиши мне