01.09.2020      17      0
 

Вольный стих

Вольными стихами пользовались Грибоедов и Крылов Вольные стихи состоят из неравносложных ритмических отрезков (строк), сочетаемых…


Вольными стихами пользовались Грибоедов и Крылов

Вольные стихи состоят из неравносложных ритмических отрезков (строк), сочетаемых в свободной последовательности.

Русские вольные стихи силлаботоничны, т. е. в своем построении исходят не только из чередования неравных по числу слогов ритмических отрезков, но и учитывают расстановку ударений на заранее фиксированных местах, т. е. (условно) строятся из простейших ритмических единиц-стоп.

За немногими исключениями стопа вольных стихов (русских) — ямб. Рифма входит в число канонических признаков вольных стихов как отмечающая границы стихового членения (концы отдельных строк). Отдельные попытки нерифмованных вольных стихов хотя и имели место (например, у Жуковского), но не получили развития.

Число слогов вольных стихов от 2 до 13; стихи из одного слога или превышающие 13 встречаются в виде исключений: так, в «Горе от ума» Грибоедова лишь 4 односложных стиха и ни одного свыше 13 слогов; в баснях Крылова не встречаются ни те, ни другие. Сфера применения вольных стихов — басня, эпиграмма, драма и повествование. Интонация их чисто «сказовая», резко отличная от «напева» подлинной лирики и сближающая их с прозаической речью.

Enjambement (синтаксический перенос части предложения из одного стиха в следующий) встречается крайне редко: стих не только равенствует предложению, но и определяется им. Рифма отсекает друг от друга ритмические отрезки, совпадающие с отдельными предложениями или обособленными их частями. Она звучит отчетливо, даже на расстоянии 4-6 стихов (излюбленный прием вольного стиха) и семантически очень полновесна.

Появляются вольные стихи в России под влиянием западной литературы — в частности, французской (Лафонтен) и немецкой (Геллерт).

Впервые встречаются они у Сумарокова и его современников. Необыкновенная гибкость, динамичность сказа вольных стихов и разнообразие композиционных возможностей предопределили развитие вольных стихов в произведениях, со смысловой установкой: дидактике, мелком и крупном повествовании и даже драме.

Вторая половина 18 в. дает разнообразные образцы техники вольных стихов. Но все же соотношения числа разностопных стихов остаются, более или менее устойчивыми, давая преобладание 6-стопному ямбу, а за ним 4- и 3-стопному.

Конец 18 в. дает «Душеньку» Богдановича, которая четко выявляет контуры «канонических» вольных стихов и для 19 в. На рубеже столетия спадает дидактическая волна в русской поэзии. Послание переходит к 4-стопному и 6-стопному ямбу.

Басню, после ряда мастерских разработок предшествующих поэтов блестяще завершает Крылов, стих которого, приобретает строгость и скупость оформления поистине классическую. Грибоедов виртуозно пользуется богатством и динамичностью вольных стихов для своей комедии «Горе от ума».

Но после расцвета в начале 19 века, наступает снижение интереса к вольным стихам. Лишь в годы революции наблюдается возрождение вольных стихов в поэзии Д. Бедного, смысловая дидактичная установка которой оказалась решающей в выборе формы, как и 250 лет назад.

 


Об авторе: kulturarovnoe

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Главные герои Владимира Высоцкого

Главные герои Владимира Высоцкого

Оглавление1 Обаяние Высоцкого1.1 Глеб Жеглов — «Место встречи изменить нельзя»1.1.1 Гамлет —...

Филиал Государственного исторического музея откроется в Туле

Филиал Государственного исторического музея откроется в Туле

Выставка «Реликвии и шедевры Исторического музея» С 27 сентября 2020 года в городе Туле заработает первый...

Какова стоимость Транссибирской магистрали?

Какова стоимость Транссибирской магистрали?

Главное техническое достижение рубежа XIX и XX века К 1916 году железная дорога стоила около полутора...

Напиши мне